Ощущение личной ценности

Как существо, обладающее самосознанием, каждый человек понимает, что для сохранения собственной жизни ему полностью необходимо ощущать и поддерживать свою ценность. Каждый человек знает, что он должен быть правильным. Быть неправильным в действиях значит совершать ошибки, что в свою очередь значит подвергать собственную жизнь опасности. Быть неправильным как личность означает быть злым или плохим и, следовательно, значит навлекать на себя гнев всего общества и потому быть вовсе неприспособленным для существования. Люди могут быть, одновременно, и самыми любящими и самыми жестокими существами на Земле, и потому, когда мы получаем со стороны других людей, мы чувствуем, что они ощущают и признают нашу ценность и, следовательно, готовы обеспечивать нашу физическую и психологическую безопасность. Это совершенно логично. Искренне проявление 5П означает, что другие люди уважают наши интересы и желания, потому что считают, что наше психологическое благополучие является важным. И раз они считают наше психологическое благополучие ценной вещью, которую нужно принимать во внимание, и которую нужно оберегать, это значит, что они считают и нас самих ценными существами. В противном случае, если бы они не считали нас ценными, они не стали бы как-то ограничивать свои желания, чтобы защищать наши желания. Таким образом, как и многие другие важные психологические эффекты, ощущение ценности создается не словами, а поступками.

В предыдущих разделах я показал, что систематический обмен 5П в отношениях с другими людьми приводит к появлению глубокой и сильной связи, любви и доверия. То же самое происходит и в наших отношениях с самими собой. Когда мы сами систематически выражаем 5П к важным аспектам своей жизни, мы показываем, что считаем себя ценными и начинаем чувствовать глубокую и сильную связь с собой, доверие и любовь к себе. Точно также как и в случае построения психологической связи с другими людьми, глубина и сила нашей связи с собой определяется тем, насколько мы проявляем перед самими собой свои важные интересы, желания и потребности, и тем насколько часто мы выражаем все элементы 5П по отношению к этим интересам, желаниям и потребностям.

Как происходит выражение 5П к себе?

Выше я уже немного говорил о том, как происходит выражение 5П к себе, и здесь хоту только сделать несколько важных уточнений. В большинстве случаев, чтобы проявить 5П по отношению к себе нам нужно:

  • заметить свои мысли, чувства, интересы, желания и потребности без того, чтобы попытаться сразу как-то изменить их (положительное внимание);
  • оправдать эти мысли, чувства, интересы, желания и потребности с моральной и логической точки зрения и принять их (приятие);
  • поблагодарить себя за эти мысли, чувства, интересы, желания и потребности, признав стоящую за ними пользу (признательность);
  • позволить себе проявлять эти мысли, чувства, интересы, желания и потребности и просить себя об их удовлетворении (позволение);
  • и, наконец, дать себе в точности то, что поможет нам чувствовать себя лучше в сложившейся ситуации (привязанность); если желание можно удовлетворить, тогда проявление привязанности может заключаться как раз в том, чтобы дать себе именно то, что мы хотели получить; если желание невозможно удовлетворить, тогда проявление привязанности может заключаться в том, чтобы выслушать, пожалеть и утешить себя.

Хотя такой сценарий поведения кажется простым, в действительности многим взрослым людям очень трудно признать свои настоящие желания и потребности и проявить 5П по отношению к ним. Из-за этого они постоянно надеются на то, что за них это сделают другие люди. Главные трудности, которые мешают многим из нас систематически проявлять 5П к своим желаниям и потребностям состоят в следующем:

  • С одной стороны, многие по-настоящему важные желания и потребности являются долгосрочными целями. Чтобы проявить 5П по отношению к ним, нам нужно проявить противоположности 5П к своим менее важным, краткосрочным желаниям и интересам, что часто оказывается очень трудно и болезненно.
  • С другой стороны, нередко для удовлетворения своих желаний и потребности нам нужно сначала сказать «нет» желаниям и потребностям других людей. Обычно, это еще труднее, чем замечать и удовлетворять свои долгосрочные желания и потребности. В такой ситуации нам нужно проделать ту же самую трудную работу по выбору долгосрочных целей, вместо краткосрочных. Однако дополнительно к этому нам часто приходится справляться еще и с дискомфортом от недовольства другого человека, разозленного или разочарованного нашим отказом.

Моральные ценности и добродетели.

Во многих жизненных ситуациях проявление 5П по отношению к себе сводится к защите своих моральных ценностей и к проявлению своих моральных добродетелей. Если принять, что высшей моральной целью каждого человека является физическое и психологическое благосостояние, тогда моральные ценности, это вещи, которые помогают нам достичь и поддерживать физическое и психологическое благосостояние. В свою очередь, моральные добродетели – это личные качества, которые помогают нам добывать такие моральные ценности. Для многих людей примером моральных ценностей могут быть хорошие отношения, доверие, любовь или креативная работа, поскольку именно благодаря таким отношениям и такой работе они могли бы реализовать свой потенциал и чувствовать себя замечательно. Моральные добродетели обозначают то, как нам нужно вести себя, чтобы добывать и сохранять моральные ценности. К примеру, чтобы построить и сохранить хорошие отношения нам нужно вести себя честно, справедливо и с пониманием. Чтобы сохранить креативную работу нам могут понадобиться упорство, трудолюбие, рациональность и т.п. Таким образом, честность, справедливость, упорство и трудолюбие могут быть моральными добродетелями.

С точки зрения базовых психологических потребностей, моральным ценностям соответствуют элементы 5П. Моральные ценности — это вещи, получая которые мы чувствуем, что другие люди любят нас или что мы сами любим себя. Моральным добродетелям соответствует контроль. Моральные добродетели отражают то, как мы можем влиять на реальность для того, чтобы получить важные для нас ценности.

Чтобы прояснить свои моральные ценности задайте себе следующие вопросы:

  • Какие аспекты моей жизни являются самыми важными для меня?
  • Что я ценю больше всего в глубине моей души?
  • Что я обязательно хочу получить или чего я обязательно хочу достичь в будущем?
  • Какие вещи я мог бы считать своим самым важным наследием?

При определении ваших ценностей, постарайтесь быть как можно точнее и специфичнее. К примеру, если вы говорите, что в жизни для вас важнее всего ваша семья, вероятно, вы имеете в виду «физическое и психологическое благополучие всех членов моей семьи и мой вклад в это». Если вы говорите, что для вас важно «время, которое вы проводите с вашей семьей» вы, вероятно, имеете ввиду «периоды, во время которых между вами и вашими родными происходит обмен 5П».

Для прояснения списка добродетелей, необходимых для получения и сохранения ваших моральных ценностей, задайте себе такие вопросы:

  • Как мне нужно вести себя, чтобы получить то, что я хочу? Какие качества и сильные черты характера мне понадобятся для этого?
  • Как я хотел бы относиться к себе и к другим людям?
  • Как я хотел бы вести себя в трудных ситуациях?
  • О каких моих качествах, привычках и характерных чертах, я хотел бы, чтобы друзья и родные говорили на моих похоронах?

Когда мы систематически работаем над созданием своих моральных ценностей и для этого проявляем свои моральные добродетели, мы чувствуем себя живыми, и чувствуем, что ценим себя, заботимся о себе и любим себя.

С точки зрения поддержания психологического благосостояния моральные добродетели важнее моральных ценностей. Напомню, что ценности это вещи, которые мы хотим получить в будущем, а добродетели это то, как мы ведем себя прямо сейчас, пока стараемся получить эти вещи. Мы никогда не можем быть полностью уверены в том, что получим желаемые ценности. Мы можем прилагать усилия, чтобы повысить шансы получить или сохранить важные для нас вещи, но мы никогда не можем гарантировать результат на 100%. Моральные добродетели – другое дело. Они всегда доступны и их проявление зависит только от нашего выбора. В любой момент своей жизни мы можем решить проявлять или не проявлять эти качества. И когда мы решаем проявить их, мы автоматически и безвозвратно сохраняем в прошлом момент времени в течение которого мы существовали в виде добродетельного и «хорошего» существа.

К примеру, если вы хотите построить качественные отношения с другим человеком вы никогда не можете быть уверены наверняка, что достигнете этой цели. Существует так много неподдающихся контролю факторов, которые могут разрушить все, что вы построили! Тем не менее, в каждый момент работы над этими отношениями вы можете проявлять свои моральные добродетели, так что если, в конце концов, вам так и не удастся построить отношения или вы потеряете их, вы сможете сказать: «По крайней мере, я всегда была честной, справедливой и доброй. Я упорно старалась построить эти отношения и сделала все, что могла.»

Конечный результат – ощущение собственной ценности и доверие к себе

Когда мы систематически проявляем 5П по отношению к своим важным интересам, желаниям и потребностям, мы начинаем чувствовать глубокую психологическую связь с собой, доверие и любовь к себе и собственную ценность. Как и в отношениях с другими людьми, стабильное ощущение личной ценности невозможно создать искусственным путем. Оно появляется только тогда, когда мы ведем себя так, как мог бы вести себя человек, который по-настоящему ценит нас. Когда своими действиями мы проявляем 5П по отношению к своим истинным интересам, желаниям и потребностям, мозг просто отражает смысл этих действий, автоматически генерируя теплое ощущение личной ценности: «Я забочусь о себе, и именно поэтому сейчас я чувствую, что я ценю себя».

Выражение 5П по отношению к самим себе является одним из главных ресурсов, обеспечивающих нашу психологическую стабильность во взрослой жизни. Для таких сложных существ как люди забота о собственной безопасности и защита своей жизни не являются непреодолимым, бессознательным инстинктом. Некоторые люди оборачиваются против себя и прерывают свою жизнь. Одно из состояний, при котором это может произойти называется суицидальной депрессией. Некоторые люди с суицидальной депрессией твердо уверенны в том, что они плохие и потому заслуживают наказания. Это проявление критики к себе – то есть противоположности приятия. Кроме этого, многие люди с суицидальной депрессией считают, что они ничтожны и потому ничто из их жизни не заслуживает внимания. Это игнорирование – то есть противоположность положительного внимания. На основе таких убеждений люди с суицидальной депрессией делают вывод о том, что они не заслуживают жизни, и что мир будет гораздо лучше без них. Это противоположности благодарности и позволения.

Даже если большинство из нас всегда будет оставаться далеко от того, чтобы прервать свою жизнь, мы все хорошо знаем, что каждый человек может легко сделать собственную жизнь значительно хуже, чем она могла бы быть, наполнив ее бесполезными страданиями и ограничениями. От других людей нас защищает закон, однако от самих себя нас защищают только собственные убеждения. Таким образом, когда мы систематически проявляем 5П по отношению к своим интересам, желаниям и потребностям мы начинаем чувствовать, что сами признаем свою ценность, и, стало быть, готовы защищать свое право на жизнь. Это утверждение верно и наоборот. Когда мы отказываем себе в проявлении 5П в виде конкретных действий (игнорирование своих интересов, жесткая самокритика и пр.), у нашего мозга появляются серьезные основания считать, что мы перестали ощущать свою ценность и, следовательно, можем пренебрежительно подвергнуть свою жизнь опасности.

Откуда мы можем знать, что это правильно?

Когда речь заходит об уважении своих интересов многие люди спрашивают: «Как я могу быть уверена в том, что это правильное поведение? Может быть вместо того, чтобы заботиться о себе, мне нужно полностью переключиться на заботу о других людях? Разве было бы плохо, если бы все заботились друг о друге?» Это очень важный вопрос. Поскольку мы живем не в одиночку, а среди множества других людей, мы постоянно конкурируем с ними за разные ресурсы, так что довольно часто, чтобы удовлетворить свои потребности и желания нам на самом деле нужно пренебречь желаниями и потребностями других людей. В связи с этим нам действительно нужен моральный принцип, с помощью которого мы могли бы проверять правильность своих действий и решать, в какой мере нам нужно заботиться о своих потребностях, и в какой мере – о потребностях других людей.

На протяжении истории люди по-разному подходили к выбору этого принципа и по-разному определяли ценность разных членов общества. К примеру, в течение длительного времени считалось, что наследники определенных аристократических семей являются «более ценными», чем все остальные люди и, следовательно, другие люди должны были поступиться частью своего имущества и свободы в пользу этих наследников. Сходным образом долгое время считалось, что мужчины являются более ценными членами общества, чем женщины или дети. Исходя из этого мужчины обладали гораздо большим количеством прав и свобод. Некоторые представители религии, государств или широкой общественности долгое время настаивали и продолжают настаивать на том, что высший тайный замысел, благосостояние родины или счастье других людей важнее личных интересов отдельного человека и призывают нас принести себя в жертву ради защиты этих идеалов.

Начиная приблизительно с 17-18-го веков, в Европе и Северной Америке люди стали по-другому подходить к выбору морального принципа для определения ценности человеческой жизни. И эта новая гуманистическая философия постепенно стала основой современного свода базовых прав человека. Согласно новой философии, состояние физического и психологического благополучия, которое многие могли бы назвать «счастьем» или «умиротворенностью», является моральным правом и, следовательно, достойной моральной целью каждого человека. По праву рождения каждый человек обладает такой же ценностью, что и все остальные люди, и, стало быть, имеет одинаковое право на физическое и психологическое благополучие и может реализовывать свои желания и потребности до тех пор, пока это не нарушает физическое и психологическое благополучие других людей. Хотя мир еще далек от полного воплощения этого гуманистического идеала, многие правила жизни в цивилизованных странах, которые мы часто принимаем, как должные и постоянные, в действительности были установлены относительно недавно (по историческим меркам) и только благодаря распространению этой новой философии. К примеру, в цивилизованных странах родители больше не могут продать своего ребенка в рабство, даже если несколько веков назад это было приемлемой практикой. В цивилизованных странах никакой человек, независимо от его богатства, не может безнаказанно открыто убить даже самого бедного человека, хотя опять же всего несколько веков назад такие вещи происходили постоянно.

Согласно новой гуманистической философии, все люди рождаются уже наделенными равной и нерушимой ценностью. В связи с этим,

главная задача взрослой жизни состоит не в том, чтобы искать подтверждение своей ценности со стороны других людей, а в том, чтобы укреплять ощущение своей ценности изнутри. По праву рождения мы уже являемся ценными существами, так что нам остается только почувствовать это.

И как я уже говорил выше, для укрепления и проявления чувства своей ценности нам нужно систематически проявлять 5П по отношению к себе.

В отличие от других живых существ, люди не рождаются с врожденной, автоматической программой поведения и должны самостоятельно выбирать свои моральные (то есть нравственные) принципы. Поэтому каждому из нас нужно решить «согласен ли я с такой философией?» Чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе следующую ситуацию. Известный спортсмен, миллиардер и филантроп, которым вы лично восхищаетесь, попал в аварию и для спасения ему срочно нужна пересадка жизненно-важного органа. Обстоятельства сложились так, что этот орган может быть получен только от какого-то другого здорового человека. После проведения пересадки донор умрет, а пострадавший спортсмен выживет. Посчитали бы вы проведение такой операции морально-правильным? Если да, согласились бы вы стать донором и пожертвовать своей жизнью? Считали бы вы правильным, если бы другие люди сказали вам, что вы обязаны пожертвовать собой потому, что вы менее известный, менее талантливый, менее богатый или менее влиятельный человек? Если вы отвечаете на эти вопросы «нет, я не согласна с тем, что это морально-правильно!», значит вы принимаете гуманистическую философию о равных правах на жизнь и о незыблемой и безусловной ценности каждого человека. Вы признаете, что физическое и психологическое благополучие каждого человека является высшей моральной целью его жизни. С этой точки зрения вы можете увидеть, что каждый человек достигает наивысшей формы психологического благосостояния, когда обладает адекватным контролем над своей жизнью и находится в отношениях, построенных на основе истинной любви и доверия.

Раньше я уже говорил, что такие отношения невозможны без поддержания равновесия между удовлетворением своих потребностей и потребностей других людей за счет соблюдения определенных прав и обязанностей. Исходя из этого, можно сделать логический вывод, что, в определенной степени, удовлетворение своих потребностей является моральным правом или даже моральным обязательством каждого человека. Если вместо удовлетворения своих потребностей мы будем всегда настаивать только на том, чтобы удовлетворять потребности другого человека, мы не только будем несчастны, но и никогда не сможем полюбить этого человека. И это автоматически не даст ему возможность достичь его наивысшей формы психологического благосостояния, которая состоит в том, чтобы любить и быть любимым. Кроме того, как я уже объяснил выше в разделе о доверии, чтобы другие люди могли доверять нам, мы должны самостоятельно удовлетворять большую часть своих потребностей. В противном случае, если мы сами не будем удовлетворять свои потребности мы, вероятнее всего, необоснованно переложим эту задачу на них и этим помешаем им заботиться о себе.

Существует еще одна очевидная и веская причина, по который каждый взрослый человек обязан самостоятельно удовлетворять большую часть своих потребностей. Другие люди не могут прочесть наши мысли, и потому не могут знать, что именно нам нужно в каждый отдельный момент времени. По этой причине, даже самые доброжелательные и внимательные друзья будут время от времени не замечать или игнорировать наши важные интересы и желания. Более того, даже если бы каким-то чудесным образом другие люди могли всегда знать, что нам нужно, отсутствие получения 5П со своей стороны и полная зависимость в этом отношении от других людей, тоже вызывают очень болезненные чувства. По сути дела, когда мы сами не проявляем 5П по отношению к своим мыслям, желаниям, интересам или решениям, мы автоматически проявляем к этим важным аспектам своей жизни противоположности 5П и это всегда чрезвычайно плохо сказывается на нашем психологическом состоянии. Чтобы понять это, представьте себе, что вы всегда игнорируете все свои важные желания, критикуете все свои решения, запрещаете себе сделать все, что вы хотели бы сделать и мучите себя, чтобы принудить действовать против своих интересов. Нетрудно понять, что в таком случае даже постоянная поддержка и забота со стороны других людей не смогут помочь вам чувствовать себя значительно лучше.

Важная особенность человеческой психики состоит в том, что для того, чтобы принять помощь нам нужно хотя бы немного верить в то, что мы ее заслуживаем.

Одновременно с этим, если мы знаем, что можем получить 5П только от других людей и никогда не сможем получить эти элементы со своей стороны, мы не можем отделаться от невыносимой тревоги, что если мы потеряем этих людей или если они изменят свое отношение к нам, все наши интересы, желания и решения будут проигнорированы, раскритикованы, наказаны и запрещены.

По мнению разных психологов, для поддержания психологического благополучия во взрослой жизни, мы имеем право и обязаны самостоятельно удовлетворять большую часть (примерно 75%) своей потребности в 5П. Другие взрослые люди должны удовлетворять относительно небольшую часть наших потребностей в 5П, и мы в свою очередь обязаны удовлетворять лишь небольшую часть из их потребностей в этих элементах.

Хотя точно измерить объем получения 5П невозможно, такое примерное правило кажется весьма практичным. Оно означает, что, когда мы становимся взрослыми, нам следует систематически заботиться о себе как с физической, так и с психологической точки зрения, и только иногда позволять другим людям заботиться о нас и просить их об этом.

Удовлетворение своих физических и психологических потребностей является основной обязанностью взрослой жизни, а то насколько хорошо мы справляемся с этой задачей, точнее всего показывает, какого уровня взрослости мы достигли.

Указанный выше баланс выражения 5П к себе и к другим людям создает прочную основу для хороших отношений с самим собой, дает возможность строить глубокие связи с другими людьми и одновременно оставляет достаточно места для здоровой самокритики и здорового самоконтроля. Так или иначе, один из признаков психологического здоровья состоит в том, чтобы не всегда проявлять 5П к любым своим желаниям и интересам. К примеру, иногда нам нужно игнорировать некоторые свои интересы и желания, которые вредят другим более важным планам, иногда нам нужно критиковать некоторые свои решения, если мы знаем, что могли и хотели бы поступать лучше, и иногда нам нужно запрещать себе выполнять некоторые действия, если они могут навредить чему-то более важному.